ПОСЛЕЛОГ İLE
ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ(ПОСЛЕЛОГ-İLE)
При раздельном написании послелог ile не подчиняется закону гармонии гласных:
uçak ile
Ayşe ile
При слитном написании подчиняется и имеет форму -(y)la (-(y)le):
uçakla
Ayşe'yle
Послелог ile может использоваться в двух значениях. Первое из них совпадает со значением слова ve. Рассмотрим примеры:
Ahmet ile Ayşe Ахмет и Айше
Çocuk ile kedi ребенок и кошка
Bardak ile tabak стакан и тарелка
Defter ile kalem тетрадь и ручка
Doktor ile hemşire доктор и медсестра
Sen ile ben ты и я
Ahmet ile Ayşe buradadır Ахмет и Айше здесь
Çocuk ile kedi bahçede mi? ребенок и кошка в саду?
Bardak ile tabak masanın üstündedir стакан и тарелка на столе
Defter ile kalem çantanın içindedir тетрадь и карандаш в сумке
Doktor ile hemşire hastanede değildir доктор и медсестра не в больнице
Sen ile ben yorgun değiliz ты и я не устали
Другое значение ile – это совместно, с.
Beraber - вместе
İşadamı sekreter ile beraberdir Бизнесмен вместе с секретарем
O, Ali ile beraberdir Она вместе с Али
Kadın köpek ile beraber evdedir Женщина дома с собакой
Бычно послелог ile не употребляется в том виде, в котором он приведен в вышеуказанных предложениях.
Первая буква i отбрасывается, и к предыдущемy слову в зависимости от последней гласной прибавляются окончания –la, -le.
Если слово оканчивается на гласный звук, используется связующая буква –y.
При слитном написании послелог безударный.
Существительные перед послелогом ile стоят в именительном падеже, а местоимения (кроме onlar, bunlar, ne) стоят в родительном падеже.
После e, i, ö, ü используем –le (-yle)
После a, ı, o, u используем –la (yla)
Послелог ile используется в следующих случаях:
• для выражения орудия или предмета действия (ne ile?, neyle? чем? при помощи чего? на чём?)
Çocuk kaşıkla yiyor. - Ребёнок ест ложкой.
Öğrenci kalemle yazıyor. - Ученик пишет ручкой.
Hakan eve metroyla gidiyor. - Хакан едет домой на метро.
- Neyle yazıyorsun? Чем ты пишешь?
- Kalem ile (kalemle) yazıyorum. Я пишу ручкой.
-Hesabı kredi kartı ile ödedim. Я оплатил счёт кредитной картой.
-Okula metroyla (metro ile) gidiyorum. В школу я еду на метро.
• для выражения совместности совершения действия (kiminle? с кем?)
Elif otel görevlisiyle konuşuyor. - Элиф разговаривает со служащим отеля.
Yeliz Ankara'ya arkadaşıyla gidecek. - Йелиз поедет в Анкару со своей подругой.
Onunla göreşelim. - Давайте встретимся с ним.
Hasan'la (Hasan ile) konuşuyorum. Я разговариваю с Хасаном.
Ali'yle (Ali ile) beraber dönüyorum. Я возвращаюсь вместе с Али.
Arkadaşıyla beraber derse çalışıyor. Он вместе с товарищем готовит уроки.
• в соединительном значении, соответствуя союзу и
Umut ile Armağan parkta oynuyorlar. - Умут и Армаан играют в парке.
Ekmekle peynir alalım. - Давай купим хлеб и сыр.
Ahmet’le Ayşe bardakla tabak
Defterle kalem çocukla kedi
Senle ben doktorla hemşire
Evle araba adamla kadın
Kediyle köpek kutuyla çanta
Hastaneyle postane işadamıyla bilgisayar
Köprüyle ev halıyla sandalye
Gemiyle tren
Kediyle köpek bahçededir кошка с собакой в саду
Defterle kalem nerededir? Где тетрадь с карандашом?
Senle ben öğretmeniz ты и я учителя
Hastaneyle postane yakındır больница и почта рядом
Bardakla tabak masadadır стакан с тарелкой на столе
Masada radyoyla bilgisayar var на столе есть радио и компьютер
Odada halıyla sandalye yok в комнате нет ковра и стула
Doktorla hemşire hastanededir доктор с медсестрой в больнице
Doktor hemşireyle beraberdir доктор вместе с медсестрой
Kadın köpekle beraber parktadır женщина вместе с собакой в парке
Kız öğretmenle beraber değildir девушка не с учителем
Öğretmen ile talebeler dersanededir. Преподаватель и студенты в аудитории.
Ekmek ile peynir yedik. Мы съели хлеб и сыр.