Практика А
1. Найдите в тексте указательное местоимение. Выбор обоснуйте, отвечая на данные вопросы.
На что указывает местоимение и на какой вопрос отвечает? Как изменяется? С каким словом связано?
Непреходящая красота русского леса наложила неизгладимый отпечаток на обычаи, обряды, характер и творчество нашего народа. Особенно ярко это проявилось в декоративно-прикладном искусстве, мастерам которого лес подарил ещё и прекрасный естественный материал — дерево. Изделия из дерева, хранящие тепло рук мастера, не только украшают современный интерьер, но и надёжно служат в домаш-нем хозяйстве.
(Г. федотов)
2. Вместо пропусков вставьте словосочетания этот (тот) человек, эта (та) женщина в нужной грамматической форме.
... приходил(-а) вчера.
Имя ... я не знаю.
Я сообщил ... новость.
Я видел ... в парке.
Я встретился с ... на улице.
Мы говорили об (о) ....
3. Вместо пропусков вставьте подходящие по смыслу указательные местоимения этот или тот.
— ... цветок растёт в наших краях?
— ... в наших краях не растёт.
— А ...?
— ... растёт.
4. Восстановите реплики диалога, употребляя указательные местоимения.
A. В лесу послышался стук.
— Что это?
— ...
Б. — Кое-кто обещал зайти ко мне вечером.
— ...
B. — Как называется это дерево?
— ...
5. Вместо пропусков вставьте подходящие по смыслу указательные местоимения.
1. Каков привет, ... ответ. 2. Об ... они говорили вчера. 3. Она ... красавица. 4. Вчера шёл сильный дождь. Из-за ... мы не пошли на прогулку. 5. О ... деревьях нужно позаботиться. 6. Сторожка стояла по ... сторону реки, а по ... простиралось поле. ... лес заповедный. 7. Эти цветы очень красивые, но ... мне нравятся больше. 8. С приходом весны расцвели подснежники. Мы рады ....
Теория Б
Местоимение столько изменяется только по падежам и имеет такие же формы, как вопросительное местоимение сколько. Обратите внимание, на каком слоге стоит ударение.
И. столько
Р. стольких
Д. стольким
В. столько
Т. столькими
П. (о) стольких
Практика Б
6. Вместо пропусков вставьте подходящее по смыслу местоимение — сколько (?) или столько.
1. Со ... вредными привычками ему приходится бороться? 2. Мы знаем о ... его положительных чертах! 3. Андрей ... друзьям помог! 4. Мы ... способами пытались решить задачу, что трудно и сосчитать! 5. До села оставалось два километра, до леса ... же. 6. Со ... лет дети начинают разговаривать?